МЧД 2023: сроки, назначение, использование в 1С

17.07.2023

Помощь специалиста

Что такое МЧД?

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – это электронная доверенность, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью директора или индивидуального предпринимателя, выданная сотруднику организации/ИП и предоставляющая ему право на подписание электронных документов от имени организации/ИП.

Сотрудник организации подписывает электронные документы своей усиленной электронной подписью физического лица, прикладывая к документам МЧД, выданную организацией или ИП.

По сути, МЧД – это аналог бумажной доверенности, которую ранее выдавали сотрудникам организаций. 


Сроки применения МЧД

Изначально, согласно 63-ФЗ, обязательное применение МЧД должно было произойти с 01.01.2023г, но в 2022 году приняли законопроект о продлении переходного периода применения МЧД до 31.08.2023г.

Что это означает?

  • До 31 августа 2023 года действительны электронные подписи сотрудника организации, в которых прописаны личные данные сотрудника и сведения организации, т.е. в самом сертификате электронной подписи указана принадлежность сотрудника к конкретной организации.
  • С 1 марта 2022 года по 31 августа 2023 года по желанию можно использовать электронную подпись физического лица вместе с машиночитаемой доверенностью, выданной организацией конкретному физическому лицу.
  • С 1 сентября 2023 года для подписания электронных документов от имени компании обязательно использование электронной подписи физического лица вместе с машиночитаемой доверенностью (МЧД).


Как оформляется МЧД

Выдать МЧД может только лицо, имеющее право действовать от имени компании без доверенности, т.е. директор компании или индивидуальный предприниматель. Электронная доверенность (МЧД) создается в формате XML, для каждого контролирующего органа требуется своя отдельная форма МЧД. В ней указывают информацию о лице, кому передали полномочия, его обязанности, дату составления и срок действия документа. Присваивают идентификационный номер и подписывают ЭЦП директора или индивидуального предпринимателя. 

Электронные подписи директорам и индивидуальным предпринимателям выдает ФНС России, руководителям бюджетных учреждений – Федеральное Казначейство, электронные подписи физическим лицам выдают коммерческие аккредитованные УЦ.

При использовании МЧД не требуется предоставлять бумажную доверенность в налоговые органы, а для ИП больше нет необходимости заверять бумажную доверенность у нотариуса.


Использование МЧД

С помощью КЭП физического лица и МЧД, работник может от имени компании:

  • Сдавать отчетность в контролирующие органы: ФНС, СФР;
  • Работать на государственных порталах: Честный знак, ЕГАИС;
  • Обмениваться электронными документами с контрагентами;
  • Участвовать в электронных торгах;
  • Подписывать договоры.


Преимущества МЧД

  • Безопасность: у каждого сотрудника своя ЭЦП, не используется электронная подпись директора другими лицами, полномочия сотрудникам выдает только руководитель организации/сам ИП и может в любой момент отозвать выданную МЧД.
  • Удобство: не нужно посещать ФНС, МЧД позволяет отправлять отчетность в любую инспекцию онлайн. МЧД может храниться в различных системах.
В программах 1С поддерживается работа МЧД в сервисах 1С-Отчетность и 1С-ЭДО, т.е. для отправки отчетности и подписи электронных документов с контрагентами.

Для использования МЧД в программах 1С требуются:

  1. ЭЦП директора/ИП.
  2. ЭЦП физического лица.
  3. Актуальная версия вашей программы 1С.


Сотрудники нашей компании готовы оказать Вам любую помощь в переходе на обязательное применение МЧД:

  • Бесплатная консультация по сервисам 1С-ЭДО, 1С-Отчетность;
  • Помощь в определении вашей версии программы 1С и возможности ее поддержки МЧД;
  • Выпуск ЭЦП на физическое лицо;
  • Обновление 1С до актуальной версии для работы с МЧД;
  • Выпуск и настройка МЧД для сдачи отчетности и обмена ЭДО через 1С;
Есть вопрос? Звоните +7 (3902) 31-30-63