Онлайн-кассы
Доставим онлайн-кассу, поставим на учет, выполним все настройки и обучим вас работать
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», защищающая интересы предпринимателей, провела анализ проводимой реформы в сфере применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и утвердила позицию организации по выявленным проблемным и острым вопросам. Данная позиция доведена до всех отделений организации для взаимодействия с органами власти и средствами массовой информации.
Согласно изменениям, принятым в 54-ФЗ в настоящее время проходит реформа применения ККТ, предусматривающая поэтапный переход субъектов предпринимательской деятельности на применение ККТ типа с функцией передачи данных о совершенных операциях в режиме онлайн в налоговые органы.
Согласно требованиям законодательства до 1 июля 2017 г. на новые кассовые аппараты должны перейти те предприниматели, которые ранее применяли ККТ старого образца (с ЭКЛЗ), а до 1 июля 2018 г. кассы должны установить те, кто сейчас освобожден от необходимости их применять (плательщики ЕНВД, ИП на патентной системе налогообложения и пр.).
В рамках первого этапа до 1 июля 2017 г. должны быть перерегистрированы около 1,2 млн. касс, а на текущий момент прошли перерегистрацию немного больше 440 тыс. кассовых аппаратов. В рамках второго этапа до июля 2018 г. должны быть установлены или модернизированы под новые требования еще порядка 2 млн. касс.
«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что внедрение онлайн-касс создает новые возможности по использованию электронных сервисов предпринимателями, применяющими ККТ нового образца, при ведении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. За счет создаваемых реформой возможностей бизнес может улучшить собственные технологии по управлению активами и персоналом.
Вместе с тем проводимая реформа затрагивает миллионы хозяйствующих субъектов, которые несут существенные расходы по покупке и установке онлайн-касс. «ОПОРА РОССИИ» анализирует вопросы и барьеры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности в ходе реформы. По результатам проведенной работы следует отметить следующие проблемы.
Из-за ажиотажного спроса ввиду отсутствия достаточного количества касс нового образца и в особенности фискальных накопителей, а также дефицита специалистов сервисных центров обслуживания предприниматели могут не успеть в срок до 1 июля получить онлайн-кассу с фискальным накопителем и подключить ее.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 14.5) установлена ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях - на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Повторно выявленное нарушение влечет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, влечет предупреждение или наложение административного штрафа до 10 тыс. руб.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым принять до 1 июля нормативный акт, освобождающий от штрафных санкций добросовестных предпринимателей, которые заключили договор поставки (покупки), но не успели в срок получить и уставить кассу.2. Перечень местностей, отдаленных от сетей связи
По закону предприниматели, работающие в отдаленных от сетей связи местностях, могут применять ККТ в автономном режиме – без передачи данных о совершенных операциях в режиме онлайн в налоговые органы и без заключения соответствующего договора с оператором фискальных данных (ОФД), при условии утверждения перечня таких территорий региональным органом власти. До настоящего времени некоторые субъекты РФ не утвердили перечни территорий, удаленных от сетей связи.
«ОПОРЕ РОССИИ» считает необходимым добиться утверждения таких перечней во всех регионах, включив в перечни максимально расширенные территории, осуществление деятельности в которых освобождает хозяйствующих субъектов от необходимости передавать данные в режиме онлайн.
В настоящее время контроль за оборотом алкогольной продукции осуществляется при помощи нескольких дублирующих инструментов:
Система ЕГАИС и контроль за ККТ, предусмотренные для всей цепочки производства и оборота алкогольной продукции, полностью решают задачу контроля. Иные формы отчетности являются излишними и должны быть отменены.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым разработать поправки в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части исключения избыточной отчетности.
Для онлайн-ККТ предусмотрена возможность их применения без передачи данных через оператора фискальных данных в местностях, удаленных от мест связи. Это территории определяются властями субъектов, а в качестве критерия выступает численность населения менее 10 тыс. чел.
Однако, для передачи данных при продаже крепкого алкоголя через ЕГАИС, где также используется Интернет, исключения другие.
Необходимо синхронизировать требования к онлайн-кассам и оборудованию ЕГАИС. Для этого Минфину России необходимо разработать изменения в законодательство.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится проект федерального закона № 18416-7 № «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса РФ на период 2017-2019 годов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие возможность уменьшения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, суммы уплачиваемого налога на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.
При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 тыс. рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчёта с покупателем в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым предусмотреть в законопроекте следующие положения:
«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что благодаря позиции организации действие ЕНВД было продлено с 2018 г. до 2021 г.
В связи с тем, что государство имеет возможность видеть оборот, проходящий через кассу, в системе ЕНВД, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, сделав этот режим налогообложения действующим бессрочно.
В настоящее время патентная система налогообложения распространяется на 63 вида деятельности, субъекты РФ имеют право конкретизировать данный перечень. Суть патентной системы налогообложения заключается в уплате индивидуальным предпринимателем определенной фиксированной суммы (патента).
Применение ККТ такими ИП нецелесообразно. Введение новых требований к ККТ не повлияет на собираемость налогов с данной категории налогоплательщиков.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым внести изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ, исключив необходимость применения ККТ для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих патентную систему налогообложения.
Малый бизнес покупает кассы и комплектующие не у производителей, а, как правило, в центрах технического обслуживания (ЦТО). К сожалению, ЦТО, пользуясь низкой информированностью предпринимателей, навязывают необязательные дополнительные услуги (регистрация ККТ на сайте налогового органа, договор на обслуживание с ЦТО).
В связи с ажиотажным спросом субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются с существенным ростом стоимости дополнительных услуг, отказом ЦТО продавать ККТ без необязательного договора на обслуживание.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым обратиться в ФАС России с изложением фактов антиконкурентных действий ЦТО и практики завышения стоимости услуг.
Хозяйствующие субъекты сталкиваются с несовместимостью установленной ими ККТ с привычными программными продуктами (бухгалтерские программы, системы учета, программы для предприятий общественного питания). Адаптация программ для новых моделей ККТ еще не завершена, появляющееся программное обеспечение стоит дорого.
В связи с требованием законодательства об отражении в кассовых чеках всей номенклатуры проданных товаров, хозяйствующие субъекты вынуждены приобретать дорогостоящее программное обеспечение, позволяющее оптимизировать бизнес-процессы, связанные с выполнением этого требования.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым обратиться в ФАС России с просьбой провести мониторинг хода адаптации и стоимости программного обеспечения на предмет нарушений антимонопольного законодательства.
Хозяйствующие субъекты сталкиваются с проблемой отсутствия специалистов, имеющих компетенции в установке и ремонте поставляемой ККТ. Иногда в случае возникновения проблем при установке или использовании кассы хозяйствующий субъект узнает, что специалист, который может решить проблему, находится за несколько сотен километров. В результате теряется значительное время, связанное с перемещением и обслуживанием (ремонтом) кассы.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым нормативно регламентировать сроки и процедуры обслуживания (ремонта) контрольно-кассовой техники.
При регистрации личного кабинета налогоплательщика для последующей регистрации ККТ хозяйствующие субъекты сталкиваются с техническими проблемами в виде необходимости установки дополнительных плагинов, неподдержки браузером шифрования защищенных соединений, зависанием «заявления» и пр.
Служба технической поддержки ФНС рассматривает запросы о неисправностях в течение 15 дней.
Эти трудности вынуждают предпринимателей заключать договора с ЦТО.
«ОПОРА РОССИИ» предлагает создать оперативную службу технической поддержки, оказывающую содействие по телефону в регистрации ККТ.
К настоящему времени в рамках первого этапа, который реализуется с февраля 2017 г., в налоговых органах зарегистрировано менее 40 % онлайн-касс от общего «парка» касс, подлежащих перерегистрации. Предприниматели повсеместно сталкиваются с дефицитом фискальных накопителей, касс нового образца и специалистов по их техническому обслуживанию.
В рамках второго этапа к 1 июля 2018 г. должно быть перерегистрировано дополнительно порядка 2 млн. касс. При этом новые кассы должны быть установлены теми субъектами предпринимательской деятельности, которые сейчас не обязаны их использовать и не имеющими опыта работы с ККТ вообще, что может вызвать еще больше проблем при установке и использовании ККТ нового образца.
К настоящему времени не созданы технические решения для использования онлайн-касс отдельными категориями хозяйствующих субъектов (например, в вендинговой торговле).
Поскольку речь идет о существенных затратах для 2,5 млн. субъектов предпринимательской деятельности, «ОПОРА РОССИИ» считает необходимым по итогам анализа реализации первого этапа реформы сузить круг хозяйствующих субъектов, обязанных применять онлайн-кассы, и при необходимости уточнить сроки реализации «второго» этапа.
По материалам источника официального сайт ЦентрИнформ.