Новости и акции


Электронный больничный лист

13.06.2017

Больничные листы: вводная информация

Медицинские лицензированные организации (например, поликлиники) выдают работающим физическим лицам листки о болезни при утрате трудоспособности. Также листки нетрудоспособности выдаются для подтверждения права на отпуск по беременности и родам, а также на период ухода за нездоровыми членами семьи (например, детей). Такие листки принято называть просто «больничными».

По общему правилу, сотрудник должен предъявить работодателю (компании или индивидуальному предпринимателю) больничный листок в день выхода на работу. Ведь именно этим документом он может обосновать свое временное отсутствие на работе (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 № 624н).

Действия работодателя до 1 июля 2017 года

Работодатель, получивший листок нетрудоспособности до 1 июля 2017 года, обязан назначить и выплатить работнику полагающееся ему пособие. Или же передать пакет документов в подразделение ФСС, если в регионе действует пилотный проект по выплате пособий напрямую из фонда. То есть, в любом случае, работодатель тем или иным образом должен взаимодействовать с листками нетрудоспособности.

Получив больничный лист, работодателю обязательно требуется заполнить раздел больничного «Заполняется работодателем». Этот раздел заполняется печатными заглавными буквами гелевой, капиллярной или перьевой ручкой с чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Шариковой ручкой заполнять этот раздел нельзя. При этом все записи не должны выходить за пределы границ ячеек.

Расходы на пособия, которые выплачены по неправильно оформленному больничному листку, ФСС России может не компенсировать (п. 4 ч. 1 ст. 4.2, ч. 5 ст. 13 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ). Кроме того, проблемы возникнут, если недобросовестный работник представил в бухгалтерию или отдел кадров поддельный больничный листок.

Что меняется с 1 июля 2017 года: введение электронных больничных

В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ медицинские организации всех регионов вправе (и должны!) оформлять больничные листки в электронном виде. Как это будет?

С 1 июля 2017 года будут действовать оба формата больничного: «бумажный» и электронный. Врач медицинской организации оформит больничный листок либо в печатном виде, либо в электронном виде с согласия сотрудника. Данные электронного больничного занесут в специальную базу ФСС России. Она же будет доступна и работодателям. 

Новая схема взаимодействия


electronnyu-bolnich.jpeg


Новый порядок работы с электронными больничными с 1 июля 2017 года 

    Медицинская организация с помощью программного обеспечения вводит информацию, полностью соответствующую реквизитам листка нетрудоспособности в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н 
   Сформированный электронный листок нетрудоспособности заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника и медицинской организации
   Подписанный электронный листок направляется медицинской организацией в Единую интегрированную информационную систему «Соцстрах» (ЕИИС «Соцстрах»)
   Страхователь с помощью программного обеспечения заполняет реестр сведений на выплату пособий, заверяет его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в ЕИИС «Соцстрах»
   На основании информации о страховых случаях, содержащейся в ЕИИС «Соцстрах» ФСС по электронным больничным листам производит непосредственное назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

Преимущества электронных больничных листов

  •  Все участники процесса могут отслеживать статус больничных в автоматизированной системе: работодатели, ФСС и медицинские учреждения будет иметь к ней доступ
  • Электронные листки нетрудоспособности невозможно подделать, потерять
  • Риск быть оштрафованными за принятие к выплате листков, не соответствующих требованиям ФСС, для работодателей сводится к нулю
  • Работодателю не нужно хранить бланки строгой отчетности, ресурсы ФСС обеспечивают хранение документов.   

Как подготовиться работодателям? 

1. Приобрести электронную подпись (подойдет подпись для сдачи отчетности)
2. Зарегистрироваться в Личном кабинете на cabinets.fss.ru
3. Обновить учетную систему для расчета заработной платы до актуальной версии
4. Настроить учетную систему для обмена данными с порталом ФСС

depositphotos_2791387-stock-photo-exclamation-symbol-icon-blue.jpg Личный электронный кабинет страхователя выполняет следующие функции:

  • получение данных нового электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН), закрытого в медицинской организации;
  • просмотр электронных листков нетрудоспособности, вывод на печать;
  • ввод сведений страхователя в существующие ЭЛН, в т.ч. с количеством периодов нетрудоспособности более 3х;
  • экспорт данных ЭЛН в xml-файл с возможностью последующей загрузки этого файла в ПО страхователя для создания и подписания реестров для отправки в ФСС
  • поиск и просмотр поданных в ФСС реестров листков нетрудоспособности;
  • поиск и просмотр пособий, выплаченных ФСС в рамках прямых выплат. Поиск осуществляется по ФИО, СНИЛС и статусу пособия;
  • просмотр журнала обмена данными между Страхователем и ФСС, с возможностью сохранения запросов и полученных ответов в xml-файл
  • просмотр и выгрузка в xml-файл (для дальнейшей обработке в ПО Страхователя) списка ошибок при проверке реестра и пособий;
  • формирование обращений в ФСС (в части прямых выплат), с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса;
  • просмотр извещений, сформированных сотрудником ФСС при работе с реестром и пособиями;
  • подача заявки на запись на прием в региональное отделение ФСС (по вопросу консультаций в части прямых выплат).

Вместе с этим, работодатели вправе не открывать личный кабинет и не подключаться к электронному обмену больничными. Но в таком случае сотрудники такого страхователя смогут получить только «бумажные» листки нетрудоспособности. Электронный больничные будет для них недоступны, поскольку сотрудники из ФСС не найдут страхователя в единой информационной базе.

Если клиника и работодатель участвуют в электронном обмене, сотрудник сможет решить, какой брать бюллетень — бумажный или электронный.

depositphotos_2791387-stock-photo-exclamation-symbol-icon-blue.jpg Обязательными реквизитами электронного листка нетрудоспособности являются, в частности, сведения, содержащие ИНН и СНИЛС сотрудника, название организации-работодателя, сведения о среднем заработке для исчисления пособия, подписи врачей и т. д. Если листок выдан более чем на 15 дней, то необходимы также подписи председателя врачебной комиссии и главного врача медицинской организации (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н).

Плюсы электронных больничных 

Организациям и ИП не обязательно подключаться к системе обмена электронными больничными. Штрафов за то, что компания не перешла на электронные больничные пока не предусмотрено. Однако, по нашему мнению, в переходе на электронные больничные листы с 1 июля 2017 года смысл есть. Электронный больничный, как минимум, удобнее, чем бумажный. Его проще заполнять, не требуется следить за цветом чернил, размером букв, расположением печати и прочее. Более того, ФСС не потребуется переживать, что работник сдал работодателю поддельный рабочий лист.
Заметим, что электронные больничные листки вводят по результатам пилотного проекта. В 2015-2016 годах электронные больничные выдавали в Тамбовской, Астраханской, Белгородской и Самарской областях, а также в Хабаровском крае, Татарстане и Крыму. Вместе с электронными листками медицинские работники врачи формировали больничные и на бумаге. За это время в эксперименте приняли участие 150 организаций, а листки нетрудоспособности в электронном виде получили полмиллиона человек. В итоге – эксперимент оказался успешным. В Республике Хакасия реализация проекта запланирована с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Наша компания оказывает услуги по переходу на электронные больничные листы: изготовление электронных подписей, продажа и настройка программного обеспечения

Получите бесплатную консультацию наших специалистов по номеру: +7 (3902) 30-61-19 или закажите обратный звонок

Информация предоставлена материалам: Онлайн-журнала "Гуру бухгалтерии"


Возврат к списку



С 2023 года ПФР и ФСС РФ объединились в единый фонд - Социальный фонд России (СФР). Новые нормы НК РФ устанавливают для организаций и ИП единые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и единую базу для их расчета. Отчетность объединена в одну — ЕФС-1. В ней должны быть сведения из 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и ДСВ-3.
В связи с данными изменениями в законодательстве, специалисты компании «Хакасия.ру» готовы помочь пользователям 1С в части:
  • Обновления программ 1С для использования новой формы отчетности
  • Подключения сервиса для сдачи отчетности напрямую из 1С и сверки с ФНС
  • Консультаций по заполнению и использованию нового отчета
  • Консультаций по формированию ЕНП
  • Настройки и внедрения кадрового электронного документооборота

Скорее заполняйте форму и получите запись двух вебинаров по данной теме!

Докладчики: Социальный фонд РФ, специалисты 1С

1) Единая форма отчетности в Социальный фонд России с 1 января 2023 года по форме ЕФС-1: распространенные ошибки, актуальные вопросы и ответы

2) Практика формирования разделов формы ЕФС-1 в программах 1С